Аа.. можно зайти?..

Аа.. можно зайти?..

Случалось ли с вами такое — нужно зайти в незнакомый кабинет и чего-то добиться от его хозяина, а перед самым входом вы впадаете в ступор, робеете и начинаете чего-то бояться? И уже выходя из кабинета, горестно вздыхаете: «Ну вот, я так и знал, что ничего не получится…»? Если да, то знайте – вы не одиноки, множество людей сталкивается с подобной проблемой. Однако решение этой проблемы существует. И сейчас я о нем расскажу.

Все дело в импринтинге, т.е. в первом впечатлении, которое вы производите. Очень часто человеку (в нашем случае это может быть начальник, бюрократ, сидящий в каком-нибудь государственном учреждении или любой другой человек, от которого вы чего-то хотите) хватает буквально нескольких секунд для того, чтобы составить о вошедшем человеке представление – стоит ли ему верить или нет, нужно ли ему помогать или не нужно, решить, свой это или чужой. В наших же интересах произвести наилучшее впечатление. Рассмотрим, как это сделать.

Существует техника, которая называется «ВПСС». Эта аббревиатура расшифровывается как «вошел-прошел-сел-сказал». Пройдемся подробнее по каждому пункту →

«Вхождение»

Если театр начинается с вешалки, то ваша самопрезентация начинается с двери. Есть два способа «самопрезентоваться» — как гость либо как хозяин положения.

Итак, как входит человек, считающий себя гостем? Часто человек-гость входит очень осторожно, сначала приоткрывая дверь и заглядывая внутрь, и уже после этого проскальзывая в помещение. Или же он стучится и долго ждет ответа. Или входит и робко спрашивает: «Можно?», тем самым давая возможность владельцу кабинета выставить его  за дверь фразою: «Подождите в коридоре, вас позовут». Не так ли? Именно поэтому этого «можно» с вопросительной интонацией в голосе нужно по возможности избегать.

После того как человек, чувствующий себя гостем, вошел, он аккуратно закроет за собой дверь, обязательно проследит, чтобы дверная ручка защелкнулась, и чтобы дверь не открылась, не причинив тем самым хозяину кабинета неудобства. Он может подождать, потоптаться возле двери, поискать опору (к примеру, в виде стенки). Этим самым человек  показывает, что он – гость и невольно оказывает хозяину всевозможные знаки почтения. Нет, я не призываю вас напрочь забыть о культуре поведения, но не нужно доводить это до абсурда! Помните, в фильме «Кин-дза-дза!» пацаки должны были носить в носу колокольчик и при встрече с более важным  чатланином были обязаны приседать перед ним особым образом  и делать «ку!»? Вам это ничего не напоминает?

О чем все эти «околодверные реверансы» говорят постороннему человеку? О вашей неуверенности и о том, что вам неудобно занимать чужую территорию. Человек это чувствует и общается с вами соответственно, т.е. не как с равным, а как с подчиненным.

Как же входит человек, который считает себя хозяином положения?

Он входит настолько, насколько ему нужно войти фронтально, часто он открывает дверь даже немного шире, чем нужно. Двери такой человек закрывает без особых оглядок. И сразу же занимает выгодные и значимые точки в помещении. Он не боится открытого пространства, не боится быть центром внимания.

Он входит, находит нужного ему человека и начинает взглядом сканировать степень его готовности к контакту. В отличие от хозяина положения застенчивый человек, будет смотреть в пол, в потолок, в общем куда угодно, но только не в глаза будущему собеседнику. А ведь контакт глаз говорит о многом. То, что человек не боится смотреть в глаза собеседнику, говорит о том, что он уверен в себе. Возьмите это на заметку – не дайте собеседнику почувствовать вашу внутреннюю неуверенность. Переходим к следующему шагу, который называется →

«Проходим»

Вам предложили сесть, указав на стул? Прекрасно. Идем к стулу.

Каким образом идет харизматичный хозяин ситуации? Неспешные шаги, уверенная поступь, расстояние между шагами большое, ступни наружу – все говорит о том, что он не боится захватить территорию. Он хозяин.

Каким образом обычно идет посетитель-гость?

Как правило, его ноги движутся очень осторожно (он как будто бы боится наступить на что-то не то). Его мало. Он еле-еле движется.

Запомните – только по одной походке можно понять, что за человек идет, насколько он владеет собой, насколько он владеет ситуацией, насколько он – то, за что он себя выдает и т.д. Так зачем же показывать свою неуверенность? Презентуйте себя как харизматичного лидера – хозяина ситуации, добавьте своему облику немного властности. Власть – это не только способность и возможность осуществлять свою волю и оказывать с помощью авторитета, права либо насилия определяющее воздействие на поведение людей. В первую очередь власть – это способность не быть должным угождать.

Теперь давайте разберем оставшиеся шаги.

Располагайтесь удобнее

Располагайтесь удобнее

«Садимся»

Каким образом обычно садится посетитель-гость? Он садится на краешек стула, его опять-таки мало, он стремится занимать как можно меньше пространства. Он собран, напряжен. Очень часто складывает руки на колени, или держится двумя руками за сидение стула. Нередко перед тем как сесть, гость еще внимательно посмотрит, куда он садится. В общем чаще всего гость замрет в позе «примерного ученика».

Как садится посетитель-хозяин? В первую очередь уверенно. Он может подтащить стул под себя, чтобы сесть как можно удобнее и комфортнее. Хозяин усаживается полностью, сидит расслабленно, положив руки на подлокотники и откидываясь на спинку стула. Нередко гость принимает чуть вальяжную позу.

Только по тому, как посетитель садится и сидит, можно получить массу информации о нем и о степени его уверенности в себе. И глядя на посетителя человек (он проходит у нас под кодовым словом «бюрократ») неосознанно принимает решение о том, как он будет общаться (читаем – подстраиваться в контакте) с вновь прибывшим:  будет ли он  доминировать (в случае с робким гостем) либо  общаться на равных (если он чувствует, что посетитель обладает внутренней силой). Осталось рассмотреть последний шаг, переходим к нему →

«Сказали»

Мы зашли, прошли и сели, презентовав себя как лидера, как хозяина положения. Осталось закрепить свой образ при общении с бюрократом.

При разговоре очень важен темп речи. Если человек говорит очень быстро, сбивчиво, то он сразу производит впечатление человека, который не уверен в себе. Он как будто бы сигнализирует: «Я занимаю время хозяина кабинета, я отрываю его от важных дел. Я это понимаю, и стараюсь говорить очень и очень быстро. У меня мало времени – ведь он может выставить меня в любой момент».

Как говорит тот, кто себя считает хозяином? Обычно он говорит низким грудным голосом. Ведь не только скорость речи, но и тембр голоса тоже очень влияет на восприятие вас как человека. Почему? Все просто – если все внутри расслаблено, то  ничто не препятствует звуку. Если человек сжат, как говорится «в зобу дыхание сперло», то звук будет сжатым и высоким.

Хозяин положения любит делать паузы. Его интонации обычно идут вниз (в отличие от «взлетающих ввысь» интонаций неуверенного в себе человека). Он часто говорит односложными увесистыми фразами. В этих словах нет суеты.

Есть в психологии такое понятие как конгруэнтность – то есть важно не только то, что  мы говорим, но и как именно мы это говорим. Сравните – фраза «Я очень уверен в себе», которую произнес человек очень напряженным голосом со взлетающими вверх интонациями, при этом он сидит на краешке стула, держась руками за сидение. Или фраза «Я вас так всех боюсь, я такой неуверенный» в исполнении человека, который иронически улыбается и сидит, вальяжно развалясь на стуле. Ну как, есть разница? Вот то-то и оно. Эти вещи очень хорошо считываются нашим бессознательным. Имейте это в виду при общении с бюрократом.

Вот и все – рассмотрение формулы действий «ВПСС» окончено. Надеюсь, она будет вам полезна. Теперь настало время практики. Ведь только практикуясь, можно научиться сначала казаться уверенным в себе человеком, а потом стать им по-настоящему. Уверенность в себе никогда не бывает лишней. Помните – люди, уверенные в своих способностях, имеют больше шансов на достижение успеха по сравнению с теми, кому не хватает уверенности, даже если последние будут намного более компетентными, талантливыми и усердными.

Автор статьи: Соболева Валерия.
Фото: Christoph Spieg, Justin Litton.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями :)

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники