Право на ошибку

Поводом для написания этой статьи послужил комментарий к одной из наших предыдущих публикаций: «Чтобы разрешить себе стартовать – надо дать себе право на ошибку». Спасибо автору за наводку на интересную тему.

На первый взгляд, право на ошибку априори есть у всех. Однако человеку, который этого права за собой не чувствует, бывает очень сложно им воспользоваться.

Каждое поражение для него подобно смерти. Каждая ошибка – почти невыносима. Переживания бывают настолько трагичны, что он начинает избегать опасных ситуаций. В итоге останавливается на более-менее безопасном уровне и, как заевшая пластинка, воспроизводит только то, что уже умеет. Либо вообще выходит из игры, теряя интерес к завоеванным вершинам и не рискуя покуситься на новые (маленькие дела я перерос, до больших не дорос – легче ничего не делать). Кстати, чем не повод для дауншифтинга?

Это и правда легче, чем разобраться в себе и пойти дальше. Ведь с тем, что кроется за таким неуправляемым перфекционизмом, придется что-то делать. А кроется за ним нечто очень интересное.

Не признавая своего права на ошибку, человек отказывается от опыта поражений. Потому что этот опыт разрушает позицию всемогущества (т.е. Бога).

Внутренне он готов получать опыт, но только тот, который подтвердит его ожидания. А ожидания эти связаны с собственным совершенством. «Все, к чему я прикасаюсь – становится идеальным». Поэтому – либо делаю идеально, либо не делаю вообще. Любой провал при этом – стрела в ахиллесову пяту, ведь он оставляет улики против «себя-реального» – такого же, как все, человека. Который набивает шишки, терпит поражения, учится (или не учится) на ошибках и идет с этим дальше. Земным, человеческим путем. А видеть себя таким – невыносимо.

Такая бескомпромиссная позиция по отношению к результатам собственной деятельности формируется в детстве. Если ребенка хотят видеть идеальным, и никак иначе – он и сам принимает себя только таким. Где ему взять право на ошибку, если оно никогда за ним не признавалось? Любое действие было «экзаменом на совершенство», малейшее несоответствие ожиданиям – провалом. Либо ты бог, либо тебя нет. В итоге быть человеком он не умеет вообще.

Причем совершенно необязательно это должен быть «жесткий прессинг». Дело даже не в форме, в которой требуется от ребенка результат. Дело в самом непринятии любого другого результата –  молчаливом, разочарованном, отвергающем непринятии. Достаточно дать понять, что «неудачником» — ты не любим и не нужен. Не имеешь права быть.

Но надо учитывать, что подавленная часть («неудачник», он же человек) уходить дальше «подполья» не собирается. И ведет оттуда свою партизанскую деятельность. А именно: делает все, чтобы спровоцировать ошибку и вынудить «бога» признать себя – несовершенного. Ведь что бы мы там не мудрили на сознательном уровне, а стремимся все равно к целостности и равновесию. Поэтому, избегая «очной ставки», приходится изощряться – ради сохранения идеального образа себя.

Тем не менее, жизнь на детстве не заканчивается. Нельзя изменить прошлое. Но можно —  свое отношение к нему и собственные установки. Можно принять то, что изменить в себе уже нельзя, взять это под контроль и направить в нужное русло.

Ведь перфекционизм в разумных пределах – это мощный мотиватор. Используя его в мирных целях, можно добиться действительно многого. Главное помнить: совершенен только Господь Бог. Ну и Мэри Поппинс (в силу ее сказочности). Всем остальным необходим человеческий опыт во всем его разнообразии. Иначе бы нас здесь не было.

Автор: Оксана Токарева.
Фото: Kathryn.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями :)

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники