Это то, что было всегда. Пока человеческие сообщества были небольшими (размером с деревню) – люди шептались по дворам и лавочкам. Сейчас у нас есть еще и телевидение, желтая пресса и интернет! Что дает гораздо больше поводов и возможностей народной молве. И довести она теперь в состоянии не только до Киева, но и гораздо дальше.
Интерес к жизни ближнего своего, конечно, еще не порок. Как существа по природе своей социальные, люди вполне естественно привлекают внимание друг друга. Осведомленность о событиях, происходящих вокруг (в том числе и в жизни других) создает ощущение «освоенности территории». Когда мы знаем, что происходит – мы можем в этом участвовать: определять свою позицию, «прощупывать» настроения окружающих и чувствовать собственную сопричастность к жизни общества. То есть, каким-то образом контролировать ситуацию.
Неизвестность – вот что самое страшное для человека. Потому что непонятно, к чему готовиться. И отсутствие информации о поселившемся рядом новом соседе раньше вызывало вполне естественную тревогу. Кто он? Как к нему относиться и чего ждать? И пока достоверной информации не было, люди цеплялись за любой непроверенный слух, восполняя пробелы с помощью собственной фантазии. Для того чтобы психологически чувствовать себя подготовленными к контакту. Сейчас нас все меньше интересуют незнакомцы из соседней квартиры, ведь мы живем в глобальном мире и уже гораздо меньше зависим от тех, кто проживает за стеной.
Однако зависим от множества других людей: сотрудников, родственников, друзей, знакомых, политиков и т.п. Они составляют наш социум, и чем лучше мы ориентируемся в нем, тем больше ощущаем контроль над ситуацией.
Информация необходима человеческому сознанию, как пища телу. Но если один человек заинтересован в ее достоверности, то другому – безразлично ее происхождение и качество. Ему нужно ощущение контроля, которое она дает. Над событиями, чужими поступками, мыслями и планами. Особенно приятно чувствовать такой контроль над людьми влиятельными, известными. Попадая на язык к сплетникам, они часто используются как повод для самоутверждения.
Популярность передач-разоблачений сейчас очень велика, практически беспроигрышный вариант для привлечения широкой аудитории. Начиная от супружеских измен и заканчивая расследованиями и рассекреченными материалами о чем угодно – люди хотят быть в курсе происходящего. И чем менее разборчив человек к тому, что потребляет (в том числе и к информации) – тем легче ему скормить «утку».
В наше время «информационное оружие» — самое эффективное. И оно давно уже применяется для широкомасштабных манипуляций. Так продвигают и убирают со сцены политиков, совершают государственные перевороты, формируют общественное мнение по нужному поводу и, конечно, продают товары.
В обыденной жизни сплетни и слухи для многих играют еще и роль некого заполнителя пустоты. С места зрителя, наблюдающего за чужой жизнью, они переносят человека в гущу событий. Комментируя, оценивая, осуждая, он как будто заново режиссирует ситуацию – так, как хочет. И это бывает гораздо интереснее, чем играть главную роль в собственной жизни. Точно так же, обсуждая мыльную оперу, можно избежать разговоров о себе. О том, что последние десять лет «все по-старому» и рассказать, собственно, совсем не о чем.
Сплетня имеет свойство обрастать новыми подробностями по мере своего распространения в массы. Каждый приплетает к истории что-то свое – чтоб тоже поучаствовать в создании новой сенсации. Поражая своего слушателя, рассказчик чувствует себя в центре внимания. А ведь именно этого так не хватает сплетникам в жизни!