На тему статьи, как это часто бывает, натолкнул реальный случай. Сцена, нужно сказать, была душераздирающая. Жизнь, целиком положенная во имя сына, была разбита вдребезги его признанием: «Твои жертвы были никому не нужны. Я всегда чувствовал себя виноватым за то, что отнимаю твою жизнь».
Эти слова не были сказаны сгоряча, в скандале. Это была правда, с которой человек жил много лет. Нужно ли было ее говорить – вопрос другой. Меня потрясли глаза их обоих. Ее – опустошенные и почти мертвые, и его – полные слез и отчаяния…
Я не знаю, что сложнее: ежедневно жертвовать собой во имя другого или нести груз этой жертвы. С которой не знаешь, как расплатиться. За которую, наряду с благодарностью, чувствуешь вину, страх не оправдать надежд, непонятную злость и снова вину – за свои противоречивые чувства.
Ради того, кого любит, человек способен на многое. И даже на самое страшное — самоубийство. Долгий, самозабвенный, показательный акт самоубийства: ампутацию по частям собственных желаний, целей, больших и маленьких радостей, из которых состоит жизнь.
И часто такие жертвы приносятся совсем не потому, что этого действительно требует ситуация. Это попытка справиться со страхом жить – свою собственную жизнь. По разным причинам: не заслуживаю, пугает цель, нет смысла…
Но находится другой человек – и ответственность за это самоубийство перекладывается на него. Потому что теперь вся жизнь зависит от него, другого ничего не осталось. А что ему делать с этой ответственностью? Тем более, когда он ее действительно не просил – эту жертву. И каждый раз, когда мама оплакивала в подушку очередную упущенную возможность стать счастливой самой, не через него – он задыхался от астматического приступа, как будто огромный удав сжимал его горло…
«Все, что мне было действительно нужно – это видеть тебя счастливой. Тогда бы я вздохнул свободно…»
Наверное, сделать счастливым кого-то невозможно в принципе, никакими жертвами. Можно только «зажечь» собственным счастьем…