Психологические защиты. Как они работают? (часть 2)В зависимости от ситуации, возраста и степени зрелости личности используются разные защитные механизмы. Например, для детства характерно, в основном, вытеснение и отрицание. Именно поэтому мы забываем себя-ребенка, сохраняя в памяти лишь отрывки, ситуативные «снимки» тогдашней картины. Как механизмы вытеснение и отрицание остаются в нашем арсенале и периодически срабатывают. Например, как реакция на психотравмирующее событие – человек отказывается верить фактам, отрицает их. Или «забывает» (при некоторых видах амнезии). Художник просто не рисует на своем полотне детали, которые не хочет видеть.

Подросток в основном использует более совершенные способы защиты. Например, идентифицируется с сильной «опасной» фигурой, как бы уравниваясь с ней. Так ребенок, боявшийся в детстве отца, начинает проявлять его «страшный образ» через собственное поведение. Другой способ — изоляция собственных невыносимых переживаний; само событие отсекается от них, и человек «ничего не чувствует».

Излюбленными способами защиты зрелой личности являются интеллектуализация и рационализация – логическая «подгонка» факта под уже имеющуюся теорию. С их помощью мы можем любой упрямый факт превратить в подходящую для нашей конструкции деталь. Это помогает избежать необходимости глобальных перестроек. Кроме того, зрелая личность умеет сублимировать – направлять потоки своих импульсов в нужное русло. Например, реализует агрессию в спорте.

Конечно, механизмов защиты в нашем арсенале намного больше. Картина, которую мы творим, сложна и многогранна. Неизбежные противоречия, возникающие в ходе этой внутренней работы, мы пытаемся соединить в гармоничное целое. И, естественно, подвергаем обработке те многочисленные детали, которые ежедневно – как материал для творчества – попадают в поле нашего зрения.

Люди, которые в состоянии удерживать свою внутреннюю целостность только за счет статичности своей картины, обычно имеют систему супер-защиты. Они в упор не видят явных противоречий между собственными стереотипами и реальным положением дел. Их границы похожи на непроницаемый каменный забор, отгораживающий от всего, что не вписывается в их представления. Потому что по-другому они уже не могут. Отказываясь совершенствовать свою картину постепенно, они сделали ее двухмерной, застывшей. И она стала более уязвимой – разрушение одного стереотипа теперь может снести всю конструкцию. А для выстраивания новой может и не оказаться ресурса. Чтобы этого не допустить, приходится усиливать защиту.

Зрелые механизмы, в отличие от примитивных, уже учитывают реальность, а не выбрасывают ее за пределы осознания вообще. Они позволяют держать границы более открытыми, потому что могут справиться с новыми фактами. Человек, которого не пугает, а вдохновляет «натура» (реальность), внимателен к каждой новой детали. Он стремится познать, понять и принять окружающий мир и себя самого. Он в динамике, созвучной всему вокруг. И его картина – жива, она растет и развивается, становится более сложной и совершенной.

Из всего потока информации человек осознает ровно столько, сколько готов принять. А мир – всегда намного больше наших возможностей. Бессознательные механизмы защищают от того, с чем мы не в состоянии справиться на уровне сознания.

Каждый из нас настраивает свои защитные фильтры исходя из собственных требований по безопасности. Чем больше человек в состоянии принять; чем быстрее и эффективнее он «дорабатывает» новые штрихи; чем сложнее и объемнее его картина – тем более совершенны и тонки преобладающие механизмы защиты. Тем они ближе к сознанию. И тем больше его произведение связано с реальностью.

Автор: Оксана Токарева.
Фото: Fabio Trifoni.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями :)

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники