Психологические защиты. Зачем они нужны? (часть 1)Представьте себе художника с мольбертом, который пишет картину с натуры. Он не делает точный снимок объективной реальности, а выражает свое видение ее. Выбирает ракурс, центральную фигуру и фон, смешивает краски, определяет степень детализации отдельных объектов и т.д. Отталкиваясь от того, что он видит, художник передает свое восприятие увиденного.

Подобно ему личность каждого человека рисует свою картину реальности. Определяет, что есть этот мир, себя и свое место в нем. Расставляет ориентиры и выбирает направления.

И этот автопортрет на фоне мира и есть наша субъективная реальность. Эта картина – как голограмма – динамична и объемна, она никогда не бывает закончена. Она меняется вместе с тем, как личность-художник меняет угол зрения. Так, находясь внутри своего произведения, он рисует, например, слона: сегодня хобот, завтра уши, а потом обойдет вокруг и нарисует хвост.

Изменять и дополнять детали своей картины можно постепенно, сохраняя ее «узнаваемость» для самого художника. Иначе ткань субъективной реальности может порваться, личность теряет ориентацию и подвергается угрозе разрушения: ведь и она сама – часть этой картины.

Окружающий же мир постоянно атакует наши «произведения», забрасывая все новые детали реальности (факты), подвергая сомнению ориентиры (установки, принципы, ценности, стереотипы). Будучи полностью открытыми всему, что требует немедленной реакции, мы бы постоянно пребывали в развалинах, не успевая вносить изменения и взаимосвязывать новые «штрихи» в целостную картину. Поэтому мы защищаемся от опасных для себя влияний – чтобы сохранить относительную стабильность собственной модели мира.

Механизмы психологической защиты встроены в личность как часть программы. С их помощью каждый из нас вырабатывает собственную стратегию самозащиты от внешних и внутренних дестабилизаторов. И формируется она, и срабатывает на бессознательном уровне.

Защитные механизмы призваны не допускать до осознания опасную информацию: путем ее искажения, отрицания или фальсификации. То есть, любой подозрительный факт, пропущенный через фильтр защиты, либо игнорируется сознанием, либо попадает в нашу картину в уже «подходящем» под общий фон виде.

Автор: Оксана Токарева.
Фото: The Wolf.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями :)

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники