Впервые на красноречивый подтекст ошибочных действий (оговорок, описок и очиток) обратил внимание Зигмунд Фрейд, известный своими революционными открытиями в области психологии человека. Он предположил, что в них, как и во снах и фантазиях, нет ничего случайного. В виде таких ошибок подавленные мысли и намерения «нечаянно» прорываются через цензуру сознания.
Например, так было открыто одно из заседаний парламента: «Разрешите мне объявить заседание закрытым». Нынешний президент Украины на одном из выступлений перед народом выразил свою мысль таким образом: «Здесь собран геноцид страны!». Имелось в виду – «генофонд».
Иногда оговорки настолько явно выражают то, о чем человек думает на самом деле, что попытки их исправить вызывают улыбку. Так, лидер коммунистической партии России Зюганов однажды заявил: «Нас поддерживают миллионы рублей!» (вместо «людей»).
Другой политик нечаянно внес поправку в известную фразу Локка: «Нет большей грубости, чем порвать другого во время его выступления» (в оригинале – «прервать»). А преподаватель медицинского института заявил на лекции, что хороших специалистов его профиля «можно пересчитать по одному пальцу… то есть по пальцам одной руки».
Систематическими забавными оговорками и фразами славятся спортивные комментаторы. Эмоционально заряженная атмосфера во время игры снижает сознательный контроль над речью. В итоге появляются такие экспромт-шедевры:
* «Защитник датчан поднял ногу, и атака голландцев захлебнулась».
* «До начала матча пять минут, счет по-прежнему 0:0».
* «Глядишь, сегодня и раскроется его звезда».
* «Свежие ноги чехов, которые вышли на поле, сыграли свою роль».
Оговорки чаще всего проявляются «в эмоциях»: когда человек взволнован, рассержен, воодушевлен и т.д. Слово вырывается быстрее, чем его успевает задержать и «отредактировать» цензура сознания.
Недавно в телефонной беседе я сказала: «Постараюсь не зайти к тебе завтра». Искренне намеревалась сказать – «не забыть зайти».) И все-таки забыла!
Свежие комментарии