Управляемый бюджет. Часть 2Эффективное управление финансовым потоком – это дело навыка. Каждый, в конце концов, приходит к своему методу, наиболее удобному для него. Но пока он еще не выработан, можно воспользоваться проверенными на практике методами ведения бюджета. Как знать, возможно, один из них подойдет вам идеально, и ничего не придется менять.

Метод конвертов замечателен не только своей идейной простотой, но и возможностью через работу с реальными метафорами (конвертами) изменить свое отношение к деньгам. Будет особенно полезен тем, кто пользуется в основном «наличкой» и бессознательно воспринимает деньги сплошной массой (которая либо есть, либо уже иссякла).

Вариаций этого метода существует несколько. Но все они базируются на одном принципе: для каждой категории расходов заводится отдельный конверт. Например: «Питание», «Коммунальные услуги», «Спонтанные траты» и т.д. И деньги хранятся в них. Если ваш конверт «Спонтанных трат» опустел, а у вас возникло внезапное желание что-нибудь срочно купить, — вам придется брать на это деньги из другого конверта. Предварительно все-таки задумавшись, стоит ли жертвовать «питанием».

Метод четырех конвертов (автор Макс Крайнов)

предлагает следующую схему: Из общей суммы дохода вычитаем деньги на инвестиции и крупные покупки (10-20%). Из остатка — деньги на коммунальные расходы. Остальные делим на четыре конверта. Каждый из них – недельный бюджет, который тратится на что угодно (питание, одежда, транспорт и т.д.). Главное – уложиться «в норму».

Метод «60-10-10-10-10» (автор Ричард Дженкинс)

Предлагает делить денежную «массу» на пять частей в следующем процентном отношении:

  • Текущие расходы (60%): еда, коммунальные, транспорт и т.д.
  • Пенсионные накопления (10%): по своему усмотрению можно заменить назначение.
  • Долгосрочные выплаты (10%): кредиты, долги и т.д.
  • Нерегулярные расходы (10%): на случай болезни, поломки машины и т.д.
  • Развлечения – 10%.

Метод Эндрю Тобиаса

Предлагает положить в основу бюджетирования три простых правила:

  • Отказ от кредитов и долгов;
  • Сохранение/инвестирование 20% от дохода;
  • Жизнь в свое удовольствие на оставшиеся 80%.

Метод «50-30-20»

В книге «Все ваше благосостояние: главный денежный план на всю жизнь» рекомендуется держать в сбалансированном состоянии три основных направления:

  • Необходимое (50% дохода): питание, одежда, коммунальные и т.д.
  • Желаемое (30% дохода): книги, кино, украшения и т.д.
  • Сбережения (20% дохода): включая погашение долгов.

Электронная бухгалтерия

Контролировать и планировать свой бюджет можно с помощью специальных программ и он-лайн сервисов. Скачать готовые шаблоны можно в интернете (например, здесь: http://office.microsoft.com/ru-ru/templates/CT010117232.aspx ).
Самым популярным русскоязычным он-лайн сервисом является  электронная версия «четырех конвертов» ( http://www.4konverta.com/ ). Возможно, кому-то больше придется по душе «MoneyTracker — Домашняя бухгалтерия» (http://www.dominsoft.ru/index.php).
Чем воспользуетесь вы – решать вам. Но выбирая, помните: основная задача всех этих методов и сервисов – облегчить вам жизнь, а не усложнить ее. Они должны помочь «почувствовать» течение денежных потоков и научиться держать их под контролем. Главное при этом – не впасть в другую крайность:)

Автор: Оксана Токарева.
Фото: mr.donb.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями :)

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники