Социальные роли: личность на сценеВ течение жизни мы осваиваем и играем множество ролей. Для чего они нужны? С точки зрения социума – чтобы сделать сосуществование вместе возможным и максимально комфортным.

С помощью ролей задаются некие правила игры: права, обязанности и нормы для каждой из них, а также сюжеты взаимодействия между  разными ролями. Например, за понятием «начальник» стоит целый ряд характеристик, делающих эту роль предсказуемой: она имеет отношение к работе, руководству, предполагает наличие подчиненных (иначе не будет сюжета), она определяет некий круг прав и обязанностей. Мы знаем, чего можно ожидать от начальника и как с ним себя вести в разных сюжетах: начальник — подчиненный, начальник — налоговый инспектор, начальник – клиент и т.д.

Задачей социальной адаптации и является изучение и освоение правил игры: законов, по которым живет сообщество. В цивилизованной европейской стране эти законы одни, а в каком-нибудь первобытном племени – совершенно другие.

А вот зачем нужны эти роли самому человеку? Каждая из них – шанс реализовать разные грани собственной личности. Роль родителя дает возможность проявить одни качества, роли начальника, друга, общественного деятеля – другие. Чем больше ролей человек осваивает за свою жизнь, тем богаче и многограннее становится его личность. И тем лучше он понимает других: одна и та же ситуация, воспринимаемая с позиции различных ролей, выглядит совершенно по-разному. «Точка зрения определяется местом сидения» (с).

Каждая роль предъявляет свои требования: для одной нужна жесткость, для другой характерны мягкость и сострадание. Чтобы проявить требуемое качество, оно должно быть потенциально уже заложено в личности. Сама роль – это возможность обнаружить, проявить и развить его. Человек не может реализовать то, чего в нем нет потенциально.

Именно в процессе «спектакля» мы и обнаруживаем свои возможности. Женщина не знает, какой матерью она будет, пока не станет ею. Она может догадываться, предполагать, даже планировать свои чувства и действия, но она не знает наверняка, что именно даст ей эта роль.

Как человек узнает, что он ревнивый, например? Он обнаруживает в себе ревность, когда чувствует ее. Пока она не проявилась, он может и не подозревать, что способен на нее вообще.

Представьте себе, что вы сидите за сложным пультом с множеством рычагов. Вы пока не знаете, какую функцию выполняет каждый из них, и не умеете пользоваться системой управления. Этот сложный механизм – ваша личность. Каждый рычаг отвечает за какое-то качество или способность. Согласно принятой роли вы можете исследовать ресурс собственных возможностей: проявлять силу и слабость, доброту и жесткость и т.д. Зная, на что способен этот механизм, можно им управлять осознанно. Ясно понимая, когда, как и какой рычаг нужно использовать в конкретной ситуации.

Именно этому и учит роль: находить нужное сочетание качеств, проявляя себя адекватно ситуации. Она задает некие рамки, общее очертание образа. И каждый наполняет этот образ индивидуальными чертами. Роль диктует, что играть. Человек выбирает – как. Это может быть красиво, талантливо и искренне. А может – неуклюже и фальшиво. Все зависит от того, насколько «актер» сможет воспользоваться возможностями роли и раскрыть через нее себя.

Автор: Оксана Токарева.
Фото: TrevinC.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями :)

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники