Установки: разбираем «матрешку»О том, что установки в значительной степени влияют на наше восприятие и поведение, известно давно. Ежедневно человек реагирует на происходящее вокруг него, даже не осознавая, почему эти реакции именно такие. Откуда они вообще берутся?

Попадая в определенную ситуацию, человек реагирует исходя из своего прошлого опыта. У него есть некое отношение к тем или иным явлениям. И согласно ему включается реакция: он воспринимает, испытывает эмоции, думает и действует так, как требует того соответствующая ситуации установка.

Разобраться, откуда она взялась, бывает непросто. То, что неосознанно «проглочено» в детстве как аксиома, пропускается через собственный опыт и обрастает новыми подробностями. Слой за слоем на первоначальный посыл («аксиому») накладывается что-то еще: эмоции, мысли и выводы, которые связывают эту установку с индивидуальной историей жизни. В итоге сама аксиома (а часто и ее происхождение) остается скрытым от сознания, как маленькая матрешка внутри других.

Чтобы разобрать ее и докопаться до сути, основы, на которой построено отношение к сегодняшней реальной ситуации, иногда нужно потрудиться. Для наглядности приведу пример из жизни.

Молодая женщина испытывает жуткое чувство вины каждый раз, когда хочет купить себе новую, относительно дорогую вещь. Материальное положение семьи вполне позволяет чувствовать себя в этом вопросе свободно. Но она не чувствует. Если желание все-таки побеждает и вещь куплена – ее «укрывает» раскаянье, и для принятия факта содеянного требуется время. Так как каждая новая покупка похожа на испытание, женщина предпочитает избегать соблазнов вообще: покупает только то и тогда, что крайне необходимо.

Установка, на которую мы вышли, была озвучена так: «Я не заслуживаю дорогих вещей». Основное чувство, создающее «проблемы» для реализации установки – желание: не заслуживаю, но хочу. А «желать для себя нехорошо» (с). Дальше мы стали распутывать клубок, задавая вопрос «почему» на каждое следующее утверждение. В разобранном виде ее матрешка выглядела так:

Желать для себя нехорошо, потому что мои желания незначимы.

Они незначимы, потому что я незначима

Я незначима, потому что это может напрягать других

Это может напрягать, потому что они что-то теряют

Они теряют, потому что дают мне все и не получают отдачи

Не получают отдачи, потому что у них остаются проблемы, их счастье неполное.

Их счастье неполное, потому что моих усилий недостаточно.

Их недостаточно, потому что я должна больше.

Я должна больше, потому что жена и мама – очень значимое место.

Это значимое место, потому что мама – центр семьи.

Мама – центр семьи, потому что на ней все держится.

На ней все держится, потому что больше не на ком

В данном случае последняя строчка сопровождалась слезами. В маминой ситуации позиция «все для семьи, ничего для себя» была оправдана: на ней действительно держалось все. Поэтому и ее чувство вины за собственные желания было понятно. А вот ее дочь довела эту установку до абсурда, упрямо вписывая ее в совершенно другую реальность. Заметьте, что в целом отношение к месту матери – противоречивое: она значима, но незначима, всесильна, но беспомощна.

Такое противоречие внутри установки – явление достаточно частое в подобных случаях, когда сама ситуация опровергает ее. Здесь самопожертвование было совершенно лишним.

И чтобы сохранить установку, пришлось создать целую цепь умозаключений, связывая сверхзначимость места мамы и собственное несоответствие ему. Чтобы в итоге тоже не разрешить себе купить новые сапоги:)

Автор: Оксана Токарева.
Фото: Luciano Belviso.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями :)

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники