«Самый тупой карандаш лучше

самой острой памяти» (с)

Иллюзии памятиНаверное, каждому хоть раз случалось быть свидетелем или даже участником такой ситуации. Два человека обговаривают какое-либо событие. И каждый помнит его по-своему. В какой-то момент беседа перерастает в спор, где оба пытаются доказать, что «все было именно так», как сохранено в их воспоминаниях. Собеседники возмущаются, приводят веские доказательства, вспоминают новые детали, подтверждающие их версию.  Иногда даже дело доходит до взаимных обвинений во лжи, склерозе и т.д. И при этом оба могут ошибаться.

Человеческая память избирательна и необъективна. Если бы можно было просмотреть в записи реальные события прошлого, мы были бы немало удивлены, насколько они отличаются от того, что мы о них помним…

Все начинается еще на уровне восприятия. Уже здесь реальное событие проходит через определенные фильтры, теряя одни детали и приобретая другие. Это нужно для того, чтобы новая информация вписалась в уже существующий контекст, согласно которому потом происходит оценка происходящего. Такими фильтрами служат предубеждения, установки, ожидания и стереотипы мышления. В значительной степени реальность воспринимается через их призму. Поэтому в ситуации мы чего-то «в упор» не видим, а на чем-то фокусируемся чрезмерно и воспринимаем как будто сквозь увеличительное стекло.

После такой «первичной фильтрации» начинается настоящий творческий процесс! Как обработка снимка в фотошопе. Но если для освоения фотошопа требуются сознательные усилия, то использование имеющихся у нас механизмов обработки информации происходит бессознательно.

Например, с помощью механизма вытеснения мы можем «удалить выделенный объект». И забыть, что он был. Используя функцию замещенных воспоминаний можем «заменить фон». И помнить то, чего вообще не было. Умеем «ретушировать», подгоняя определенные детали под свои представления. Если нужно, «сгущаем краски», подливая в запись события собственные эмоции.

В итоге в том, что человек помнит о произошедшем, может оказаться гораздо больше его творчества, чем самой этой ситуации. Но знать об этом он не будет. Картинка, которую выдает память, для него правда, документальная запись реальных фактов.

Этим объясняются значительные отличия в том, как разные люди описывают одно и то же событие. Человек помнит не столько его, сколько свою трактовку этого события. Для него происходящее – это палитра, где смешиваются краски: личное отношение, субъективное восприятие, собственные эмоции и т.д. То, что он рисует на холсте памяти – его версия объективной реальности. Иногда достаточно близкая к оригиналу, иногда не имеющая с ним почти ничего общего.

 Автор: Оксана Токарева.
Фото: AmUnivers.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями :)

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники