Супер-Эго: персональный начальник, который всегда рядомОн всегда на своем рабочем месте: наблюдает, контролирует, диктует правила и требует следовать его Уставу. От него нельзя уйти к другому начальнику, просто уволившись, потому что он – часть личности. Он может быть справедливым и строгим, слабым и бесхарактерным или жестким диктатором, которому угодить в принципе невозможно…

Супер-Эго – личностная структура, которая формируется в процессе воспитания. Это виртуальная фигура, собирательный образ авторитетных людей: родителей, воспитателей, учителей и т.д. Тех, кто был наделен полномочиями приказывать и наказывать, ругать и хвалить, требовать и оценивать. Чем строже и принципиальнее были эти реальные фигуры, чем чувствительнее к их отношению был сам ребенок, — тем сильнее его Супер-Эго. Эта часть структуры отвечает за «правильность» поведения, мораль, долг и запреты.

Именно из Супер-Эго исходит чувство вины и стыда, стремление соответствовать ожиданиям, а иногда – и жесткий самопрессинг. Какие они бывают, эти невидимые начальники?

Слабое Супер-Эго. Если в детстве не было достаточно сильных авторитетов, которые держали ребенка под контролем, его Супер-Эго может вырасти в достаточно слабого начальника, с которым можно не считаться. То есть внутренние требования к себе, чувство долга, совести и т.д. для такого человека не стимул. Если он и нарушает свой собственный кодекс, то особо себя не наказывает. Он часто не выполняет взятых обязательств, поскольку контролировать их выполнение самостоятельно не умеет. Это головная боль реальных начальников, которые должны неусыпно виснуть над головой и заставлять: делать, переделывать и доделывать.

Сильное Супер-Эго. Если требования к ребенку были достаточно строгими, но понятными и выполнимыми, его Супер-Эго – мудрый руководитель. Человек четко знает, что он должен и может на себя взять. И если берет – обязательно выполняет. Он может самостоятельно ставить задачи и контролировать их выполнение, сам себя мотивирует и стимулирует. Его внутренний начальник достаточно требователен, но адекватен и способен к диалогу, позволяя эволюционировать системе ценностей, стереотипам и принципам.

Подавляющее Супер-Эго. Оно формируется тогда, когда требования к ребенку были слишком жесткими, задачи, которые перед ним ставились – невыполнимыми, а наказания – жестокими. Как бы человек ни старался, он все равно недостаточно хорош и вечно виноват. Он становится безжалостным к себе, его чувство долга ненасытно, и он постоянно страдает от вины и стыда за то, что не может удовлетворить требования своего «надзирателя». Он не умеет слышать свои потребности и желания (они неважны), он живет в состоянии рабства, когда «должен» больше, чем может. Он не ценит собственные достижения, не поощряет себя за них, а повод для самонаказания находит всегда.

То, что с человеком происходит в детстве, он чаще всего продолжает совершать с собой во взрослом возрасте. Уже самостоятельно. Особенно, если не осознает, что, почему и зачем он делает. Поэтому очень важно уметь выходить за рамки сценария и смотреть на него со стороны, сознательно, с позиции Разума. Полномочия которого распространяются и на санкции против начальника – пренебрегающего своими обязанностями или злоупотребляющего ими.

Автор: Оксана Токарева.
Фото: mitopencourseware.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями :)

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники