Вина и осуждениеЭта парочка всегда вместе. Если вы осуждаете кого-то – он в ваших глазах виноват. Если чувствуете свою вину – осуждаете себя. И в обоих случаях стремитесь к закономерному финалу — наказанию. Потому что это две стороны одной медали.

То, что нельзя исправить, можно только искупить. Поэтому, чувствуя свою вину, человек бессознательно хочет быть наказан. Чтобы почувствовать, что он, наконец, «расплатился», и освободиться от вины. Осуждая другого, он точно так же жаждет акта суда над ним. И когда этого самого осуждаемого настигает «заслуженная расплата», испытывает удовлетворение: правосудие свершилось, справедливость восторжествовала…

И вроде бы все правильно: ответственность должна быть, и справедливость должна быть, а значит, вина и осуждение – естественные реакции на нарушение правил. Поступил плохо – почувствуй себя плохим, помучайся и впредь бойся последствий.

Этот механизм вины-осуждения заложен в каждом. Он является одним из рычагов воспитания. А как же иначе внедряются понятия «хорошо» и «плохо» в детское подсознание? Похвалой и наказанием. Одобрением и осуждением. Видя обратную реакцию на свои действия, ребенок испытывает определенные чувства – приятные и не очень. И эти чувства впоследствии останавливают или стимулируют его к действию.

И вот здесь начинается самое интересное: понятия «хорошо» и «плохо» субъективно у всех формируются разные. Как и понятие справедливости. Для кого-то справедливо быть во всем первым, а для кого-то – раздать все бедным. Одного учат предпочтительно осуждению, другого – вине. Ведь это одно и то же, по сути, только объектом наказания выбираются другие либо ты сам.

Хорошо обученный быть виноватым, человек по жизни несет это чувство. Оно «свободноплавающее», всегда находящее новый повод. Просто потому, например, что этот механизм был когда-то использован взрослым для того, чтобы отыграть свое непринятие этого ребенка. Таким, какой он есть, или непринятие того, что он вообще существует. И пожизненное чувство вины за собственное существование – это и есть реакция на тот сигнал, который был получен в детстве: «плохо, что ты есть». Потому что когда на тебя кричат, осуждают и наказывают за любое проявления жизни (эмоции, потребности, желания, мысли), речь идет именно об этом…

Наученный осуждать других, человек всегда найдет повод для злорадства, зависти и мести. Эти чувства для него – отражение его понимания справедливости. Если кто-то достиг большего, он нарушил его право на первенство. И должен быть наказан. Если другой позволяет себе больше, чем он сам может себе позволить, – это несправедливо. Раз ему нельзя – никому нельзя.

И даже если за этим не стоит ничего криминального, и речь идет просто о более амбициозных целях, о большей смелости или вере в свои силы, на уровне чувств возникает реакция осуждения. Другого – за то, что он может. Или себя – за то, что сам не осмеливаешься.

Исследуя собственные реакции вины и осуждения, можно узнать о себе много действительно важного. Главное — не уходить от них, не избавляться, как от чего-то нехорошего. А наоборот, попытаться понять, что именно скрывается за этим чувством. Ведь, если оно есть – значит, есть что-то, что пока не осознанно. Это значит, что вы сами действуете неосознанно, как в детстве, просто следуя правилам. Но если сегодня вы уже готовы совершать собственный выбор, чувства вины и осуждения могут стать хорошим поводом разобраться со своей противоречивой системой правил и требований (к себе и к миру).

Автор: Оксана Токарева.
Фото: Elliott Fusy-Pudal.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями :)

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники