Память всегда может сыграть дурную шутку с его обладателем. Но, оказывается, если ее тренировать, то можно запомнить просто огромное количество информации.

Раньше я думал, что запомнить огромное количество информации можно всего лишь при помощи зубрежки или каких-то хитрых техник. Но тут пришла на помощи книга Артура Думчева «Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти», плюс я вспомнил один из своих любимых романов. Что характерно, в этой книге Артура очень мало «воды» и она практически на 90% состоит из практики.

Для того, чтобы понять, о чем будет говориться в книге о памяти, я приведу цитату из замечательного романа «Ганнибал» Томаса Харриса, в котором подробно описана мнемоническая система доктора Лектера, при помощи которой он помнил практически все, и эта система долгие годы служила ему надежным укрытием и развлечением, пока он сидел в Балтиморской психушке.

Дворец воспоминаний есть не что иное, как мнемоническая система, хорошо известная ученым древности. Вандалы сожгли книги. Но благодаря этой системе люди сумели сохранить и пронести через темные века массу бесценных знаний. Подобно ученым древности, доктор Лектер хранит огромное количество информации, связанной с невообразимым числом предметов, размещенных в тысячах залах. Но в отличие от предшественников он иногда живет в этом Дворце. Доктор провел многие годы, наслаждаясь бесценными коллекциями Дворца, в то время как его бренное тело пребывало в связанном виде в камере для буйно помешанных, а от воплей безумцев стальные прутья решеток вибрировали словно струны какой-то адской арфы.

Когда доктор Лектер удаляется на приятный отдых в свой Дворец, его там ждут тысячи залов, многие километры коридоров и сотни фактов, привязанных ко всем заполняющим помещение предметам.

Вот доктор Лектер минует бюст Плиния и поднимается по лестнице в Зал адресов. …А вот то, что нам надо… Справа в третьей от двери нише главное место занимает картина — святой Франциск; кормящий мотыльками скворца (прим. доктор Лектер ищет в своей памяти адрес агента ФБР Кларисы Старлинг, с английского starling переводится как скворец). А на мраморном полу под картиной находится цветное панно с фигурами в натуральную величину.

Парад на Арлингтонском кладбище. Во главе колонны Иисус (возраст тридцать три года) за рулем грузовика «Форд-Т», двадцать седьмого года выпуска, больше известного под названием «жестяная  Лиззи» (прим. жестяной на английском tin) . В кузове грузовика стоит Эдгар Дж. Гувер. На его бедрах красуется балетная пачка (Прим. Балетная пачка  — tutu (англ.) , произносится так же, как two, two (два, два)) , сам он приветственно машет невидимой зрителю толпе. За грузовиком горделиво шагает Клэрис Старлинг с винтовкой Энфильда калибра 308 на плече.

Судя по всему, доктор Лектер очень рад видеть Старлинг. Много лет тому назад он узнал ее адрес в Ассоциации выпускников университета штата Виргиния. Он зашифровал адрес в панно и теперь без труда восстанавливает номер дома, в котором живет девушка, название улицы и даже почтовый код: 3327 Тиндал, Арлингтон, Виргиния 22308.

Впечатляет, не так ли? Именно живые яркие ассоциации способны помочь нам запомнить множество образов, фактов, цифр и явлений, которые при ближайшем рассмотрении не имеют никакой связи друг с другом. Но, чтобы провести такую впечатляющую работу, необходимы: мотивация, позитивное мышление, творческое мышление и концентрация.

В книге описывается несколько методик практического запоминания. Но я хотел бы остановиться на методе ассоциации и методе места. В данный момент я учу итальянский язык, и как вы понимаете, остро встал вопрос запоминания новых слов, которые являются очень звучными. Например, есть такие слова как:

  • pulire –очищать
  • corto – короткий
  • provare — пытаться

Pulire – я представляю себе пулю, которая в полете очищает грязь на столе. Corto – очень короткий теннисный корт, в котором теннисистам едва хватает места. Provare– девушка из провинции пытается пробиться в столицу. И таких аналогий можно сделать множество, и при этом надо помнить, что чем нелепее аналогия, тем лучше.

Чтобы запомнить свою презентацию более лучше, я использовал метод мест, связав ключевые места в своей квартире (то есть это место, которое я хорошо знаю) с основными тезисами выступления. То есть я мысленно шел с входной двери в кухню, натыкаясь по пути на знакомые предметы (зеркало, тумбочка, подоконник и газовая плита), на которых валялись, сидели, пели или играли мои элементы тезисов. Например, на зеркале висели и болтали стикеры 2006 и 2012, означающие даты внедрения проведения инспекционных программ. А на подоконнике лежал огромный черный талмуд высотой в 2 метра, который означал огромную проделанную работу за 2 года. И все шло в таком же духе.

И хотя методу места уже более чем 2500 лет, но он по прежнему не утратил своей эффективности. К тому же Артур очень хорошо показывает своими собственными примерами то, как надо запоминать совершенно разные вещи, используя всего лишь несколько методик.

Я сообщу о своем прогрессе использования мнемонических приемов в итальянском языке через пару месяцев, ну а пока я советую вам прочитать данную книгу. Хотя бы для того, чтобы лучше изучать иностранный язык и выучивать, по крайней мере, 50 слов в день.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями :)

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники